Статья написана по материалам книги Морис Поро
(Перевод текста Елена Шкадаревич)
«…скорбь и траур не нужны, так как утерянный объект уже заменён...»
Подмена
Молодая пара мечтает о ребёнке. Долгожданная беременность и неудача, всё пошло не так, как мечталось. Выкидыш. Или смерть новорождённого.
Потеря ребёнка приносит семье огромное горе, с которым почти невозможно справиться. Кажется, что от этой боли есть только одно средство — рождение нового ребёнка.
Он и станет замещающим. Этому ребёнку не позволено быть самим собой, он должен возместить потерю родителей. Заменить старшего, умершего в младенчестве. Часто он носит его имя, носит его одежду и спит в его кроватке. На него проецируются все родительские ожидания и мечтания об умершем предшественнике. У замещающего ребёнка присутствует как бы приросший несуществующий брат или сестра.
В 1982 году Майкл Ханус опубликовал во Французском Психоаналитическом журнале статью под названием «Замещающий объект. Замещающий ребёнок». Перед тем как обсуждать замещающего ребёнка, Майкл Ханус обращает внимание на замещающий объект. Этот объект выбирается прежде всего для того, чтобы заменить утраченный, этот объект заслоняет собой потерю и избавляет от необходимости оплакивания. Его выбор обусловлен включением механизмов защиты. Таким способом человек защищается от тяжёлых переживаний в процессе горевания.
Формирование идентичности человека происходит с момента зачатия. Обычно это зависит от того, как родители воспринимают ребёнка, зачатого ими. В проблематике замещающего ребёнка эта работа по идентификации не приводит к принятию смерти предыдущего ребёнка. Замещающий ребёнок несправедливо идентифицируется с тем, кто был до него.
На первых сессиях мы с клиентом обязательно рассматриваем обстоятельства его появления на свет. Был ли он желанным ребёнком, замещающим, долгожданным, как проходила беременность, роды и грудное вскармливание. Эти первые важные события в жизни новорождённого человека могут стать причиной разных особенностей психики. Это нужно знать про себя и быть готовым анализировать, понимать и принимать.
Какие симптомы могут проявляться во взрослой жизни у ребёнка, который был зачат как замещающий:
• Трудности с самоидентификацией
• Чувство «проживания не своей жизни»
• Комплекс отличника
В своей книге Морис Поро описывает три основные причины жизненной драмы, в которую вовлечены все члены семьи. Вот они:
• замещающий ребёнок рождается в атмосфере незавершённого траура, не оплаканного горя
• его предназначение — занять место умершего, а значит, он не имеет права быть самим собой
• он испытывает необъяснимое чувство вины
Эти три травмы рождения не проходят без последствий для формирования личности замещающих детей. Как быть, если вы или члены вашей семьи волею судеб стали той самой подменой? Как справиться с травмой и счастливо проживать свою уникальную жизнь?
Выход есть.
• Принять, что это произошло в вашей жизни, что вы — замещающий ребёнок. Начать горевать по своему умершему брату или сестре. Сделать эту работу за тех, у кого не хватило психических сил, ресурса для этого. Скорее всего, процесс горевания в семье был остановлен на этапе отрицания, поэтому и произошло замещение.
• Отделить от себя, сепарировать образ потерянного ребёнка. Дать ему право на смерть, а себе дать право на жизнь.
• Великие замещающие дети Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали, Людвиг ван Бетховен, Стендаль нашли выход для себя в творчестве. Сказав да своей гениальности и увидев себя через свои гениальные работы.