Для чего ребёнку нужны понятные и надёжные рамки?
Личность ребёнка формируется на основании внешних рамок, которые его окружают и в дальнейшем являются важным фундаментом и опорами для выстраивания психологических границ.
Потом эти рамки станут убеждениями, защитами и ожиданиями и другими важными основами, формирующими внутренний мир взрослого человека.
В случае, если ребёнок сталкивается с нестабильными внешними ориентирами, он сталкивается с невозможностью надёжно опереться на стабильный объект и начинает проваливаться в хаос внутреннего мира. Твёрдость внутренних объектов сформироваться не может, и тогда ему приходится создавать себе каркас — жёсткую структуру, которая будет спасать от исчезновения во внутреннем безумии.
Так появляется личность с жёсткими защитными проявлениями, призванными защитить маленького человека от пропадания в самом себе.
Также отсутствие понятных рамок и надёжных опор закладывают у ребёнка основу формирования неврозов или даже пограничной структуры личности.
Что такое плавающие внешние опоры и понятные надёжные рамки?
Внимание работает таким образом, что оно, доходя до внешнего объекта и сталкиваясь с ним, возвращается назад, принося важную информацию. И вот в случаях, когда внимание снова и снова приносит разную или противоречивую, непредсказуемую, непостоянную информацию, оно не может быть обработано здоровым образом и остаётся открытым. Его снова придётся отправлять наружу до тех пор, пока оно не вернётся с твёрдой понятной информацией.
Можно догадаться, что такие путешествия внимания в поисках внешней ясности и твёрдости в случае долгого негативного результата и есть будущий невроз, то есть постоянный неудовлетворительный исход этого поиска.
Так формируется плавающая ненадёжная внешняя опора.
В такой разрушающей психику ситуации неопределённости могут оказаться, как и любимые избалованные дети, не имеющие границ и рамок в воспитании, так и дети «отсутствующих», «холодных» матерей. Так же частые переезды, потеря любимых игрушек, домашних питомцев, смена школы и друзей, отсутствие возможности переживать чувства и быть услышанным, отсутствие своего пространства, поддержки, проговаривания происходящего, а также двойные послания являются плавающими или даже отсутствующими опорами.
Когда формируется психика ребёнка, именно двойные послания расщепляют её, формируя врага в нём же самом, который спустя много лет начнёт охоту на самого себя.
Особенно плачевно бывает в такой ситуации положение детей, не имеющих сиблингов (братьев и сестёр). Отсутствие отзеркаливания и обратной связи от ровесников негативно влияет на возможность познать себя.
Но у детей внутренний целитель работает очень активно, так как они также активно растут и развиваются, а потому имеют достаточно много шансов на то, чтобы найти необходимые здоровые надёжные опоры.
Там, где не справляется семья, часто социальные организации становятся спасением для личности и психики ребёнка. Какие бы там ни были условия в детском саду и школе, там есть постоянные объекты, которые станут фундаментом внутри: понятное расписание, одно и то же время, одни и те же лица, заранее проговорённые планы и правила. Ведь личность в процессе формирования не оценивает хорошо-плохо, её базовая функция - быть сформированной в понятных надёжных рамках.
Иногда ребёнок самостоятельно находит для себя выход из ситуации и опирается на вымышленный объект — в его фантазиях появляется придуманный друг. У подростков часто появляются кумиры — артисты, музыкальные исполнители.
Понятные и надёжные рамки необходимы ребёнку для формирования здоровой психики с опорой на себя и выстраивания крепких, но гибких психологических границ.