Сказкотерапия
Открой дверь в свое бессознательное
Образы всех героев этой сказки можно найти в себе: часть Снежной Королевы, часть самоотверженной Герды и раненого Кая.
Вспомните, как в детстве мы любили читать или, затаив дыхание, слушать сказки и мифы от наших мам, бабушек, нянь… Это времяпрепровождение было особенно любимым и волшебным! Сегодня мы уже передаём свою любовь к сказке нашим детям.

Сказкотерапия как направление практической психологии появилась недавно. В основе этого приёма лежит процесс связи действий в сказке и реальности, способный решать серьёзные психологические проблемы как детей, так и взрослых.

Цель — относительно мягкое (по сравнению с большей частью психологических инструментов) искоренение страхов, профилактики душевных расстройств, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния человека. Семинары групповой семейной сказкотерапии длятся примерно три часа, проходят в уютной обстановке.

Огромным плюсом является то, что совместное проведение времени и вычитывание сказки родителями и детьми очень хорошо сказываются на атмосфере в семье и взаимопонимании поколений.

С приходом зимы, праздников всё вокруг нас становится сказочным. В театрах показывают «Щелкунчика», «Морозко», «Рождественскую историю». Вспоминается сказка «Снежная королева». Образы всех героев этой сказки можно найти в себе: часть Снежной Королевы, часть самоотверженной Герды и раненого Кая. И холод, и любовь живут в каждом из нас.
ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПИИ

1. Интегрировать и осознать в себе эти элементы. Принятие позволяет увидеть себя, свои задачи и пути решения любых вопросов.

2. Развить творческие, умственные способности, социальные навыки ребёнка, обеспечить интеллектуальное и эмоциональное развитие.
КАК ПРОХОДИТ СЕМИНАР СКАЗКОТЕРАПИИ?

1. Группа собирается в большом уютном кабинете психолога. Например, на проживание сказки «Снежная королева». Обычно на неё приходят родители с детьми 7–12 лет. (Существуют разные возрастные группы, начиная от трёх лет).

2. Все комфортно рассаживаются в круг на стульях, пуфиках, подушках. Знакомимся: называем свои имена и информацию о себе, которой хотим поделиться с окружающими. На ближайшие три часа группа станет близким кругом единомышлен- ников и путешественников по сказке.

3. Все познакомились, прониклись доверительной и доброжелательной атмосферой семинара, и начинаются чудеса! По очереди читаем сказку, передавая книгу по кругу. Если ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию — это важнейшие моменты в работе, которые характеризуют его психоэмоциональное состояние и дают возможность раскрыться, получить помощь.

4. Опытный психолог проводит группу по всем лабиринтам сказочной истории, не оставляя без внимания ни одну реплику, ни один вопрос. Мне всегда очень радостно видеть глаза детей, загорающихся интересом и восторгом во время чтения и обсуждения сказки.

5. Делаем небольшие перерывы, чтобы подвигаться и размяться. Все желающие в пластике изображают свои эмоции и чувства, появившиеся во время сессии. Никто не стесняется, в группах всегда царит атмосфера принятия и отсутствия оценивания. Большинство девочек сразу начинают представлять себя Гердой, мальчики Каем.

6. Приёмы арт-терапии помогают осознать и принять все смыслы героев. Взрослые и дети берут карандаши, фломастеры и переносят на бумагу рождённые в голове волшебные образы. Рисунок остаётся у каждого как напоминание о волшебной встрече со сказкой.
Приёмы арт-терапии помогают осознать и принять все смыслы героев.
ДЕТИ

Получают прекрасную возможность общения со своими родителями, обогащения новыми знаниями и впечатлениями.

ВЗРОСЛЫЕ

Уходят с семинара с пониманием причины возникновения своей проблемы, наполненные новыми смыслами и видением путей решения своих задач.

ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ:

На одном из семинаров девочка 10 лет, пришедшая на сказку с мамой, рассказала группе, что хочет быть Снежной королевой, так как образ Герды (символ любви, преданности, веры в добро и людей), для неё слишком скучен и предсказуем.

Надо было видеть счастливые глаза этой девочки, её удовольствие от своей смелости. Во время семинара она прожила и прочувствовала сказочную историю вместе со Снежной королевой, и к концу нашей встречи у неё расправились плечики, появилась улыбка и заиграл румянец. Девочка поняла для себя что-то важное, но поделилась этим она только со своей мамой. Для них цель посещения семинара сказкотерапии была достигнута.
Приглашаю вас открыть своё сердце сказке, окунуться вместе с вашей семьёй в волшебное путешествие, как в живую воду, и вынести оттуда новый опыт и веру в возможность чудесного преображения своей жизни и воплощения самых смелых фантазий.
Сказкотерапия прекрасна как терапевтический приём, применяемый психологом в группе или на индивидуальной сессии, также она обязательно поможет родителям дома в воспитании своих маленьких принцев и принцесс.
Читайте своим героям больше сказок, анализируйте их вместе, учите детей обращаться за помощью к образам и смыслам чудесных историй!